Чаевые, обычай делового оборота или незаконная инициатива обслуживающего персонала?

Чаевые, обычай делового оборота или незаконная инициатива обслуживающего персонала?

Чаевые, обычай делового оборота или незаконная инициатива обслуживающего персонала?

Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся со сферой обслуживания, где существует негласное правило о вознаграждении персонала за хорошую работу — чаевые. Итак, возникает вопрос: “Обязаны ли мы оставлять деньги на чай и в каком размере это нужно делать?”.

В законодательстве некоторых стран, не закреплено такого понятия как “чаевые”, но закреплено понятие “обычай”. Гражданский Кодекс содержит норму, которая чётко предусматривает регулирование гражданских отношений обычаями делового оборота, если они не противоречат закону. В этом же нормативном акте содержится и определение: “обычай — это правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но установлено в определённой сфере гражданских отношений”.

Необходимо отметить характерные черты обычая:

1) общепризнанность правила поведения, которое сложилось впоследствии неоднократного, длительного и одинакового применения;

2) необязательность фиксации в каких-либо документах.

Назовём также условия, при которых возможно применение правил делового оборота:

1) не урегулированность вопроса в действующем законодательстве;

2) отсутствие противоречий с договором или актами гражданского законодательства.

Обратимся к определению термина “чаевые”. В открытой Интернет- энциклопедии “Википедия” приводится следующее определения, чаевые — это деньги, даваемые обслуживающему персоналу гостиниц, заведений общественного питания, парикмахерам, таксистам и т.п., которые составляют значительную часть их дохода. В международной практике есть легальное определение: “Термин “чаевые” означает сумму денег, которая добровольно вручается клиентом трудящемуся в дополнение к той сумме, которую клиент должен выплатить за оказанные услуги.” (Конвенция 172 МОТ,1991 г.).

Читайте также  Как открыть гостиницу: тонкости и нюансы

В США чаевыми называют сумму, которую клиент передает обслужившему его работнику в качестве благодарности за оказанные услуги. Определения не идентичны, но каждое содержит одинаковые характеристики данного понятия. Во-первых, деньги на чай носят добровольный характер и личную инициативу клиента поощрить обслуживающий персонал. Во-вторых, уплата денег “на чай” происходит после исполнения договора, и поощрять необходимо лицо, которое осуществляло обслуживание, а не саму организацию. Кроме того, нужно помнить, что чаевые — это не плата за оказанные услуги, так-как размер чаевых определяется самим клиентом в одностороннем порядке, в то время как размер платы за услуги определяется по соглашению сторон.

Оставлять деньги “на чай” можно назвать обычаем делового оборота

Итак, мы считаем, что правило оставлять деньги “на чай” можно назвать обычаем делового оборота. Так как, во-первых, эти традиции существуют на протяжении многих лет на практике. Во- вторых, этот обычай не противоречит законодательству нашего государства и отношения, возникающие по этому вопросу, входят в круг гражданских правоотношений. Следовательно, если чаевые — это обычай, значит оставлять их персоналу правомерно. Но необходимо уточнить, что в нашей стране, уплата денег “на чай” может носить лишь рекомендационный характер.

Читайте также  Классификация отелей в Китае

Конечно, на практике возникает ряд вопросов, как у клиентов, так и у предприятий. Например, сколько оставлять чаевых или нужно ли считать полученные работником деньги налогооблагаемым доходом? А если чаевые считать поощрением за хорошо выполненную работу, вправе ли тогда работник требовать премию и от работодателя? Ведь, согласно Закону “Об оплате труда” премия — это так же вознаграждение за качественно выполненную работу, инициативность и т.д. Для того, чтобы стороны в гражданских правоотношениях не трактовали те или иные вопросы по собственному усмотрению, мы считаем, что вопрос о чаевых — тот вопрос, который должен иметь некоторые уточнения и на законодательном уровне.

Похожее ...

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о