Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Средства массовой информации часто трубят о вынужденных и аварийных посадках самолетов, вызванных внештатными ситуациями на борту. Такие случаи встречаются во всем мире, от Северного до Южного полюса, от них не застрахован никто и ничто. Так какие же причины вынуждают экипаж самолета принять решение об аварийной посадке? Какие экстренные ситуации могут возникнуть в воздухе, и не последует ли продолжения чрезвычайного происшествия уже на земле? Бесценный опыт и мастерство пилота, контроль над ситуацией и спокойствие, как членов экипажа, так и пассажиров – вот те «человеческие факторы», которые являются важнейшими в случае возникновения внештатной ситуации на борту самолета.

Итак, представляем вашему вниманию самые неимоверные случаи аварийных посадок самолётов в условиях чрезвычайно сложных обстоятельств, которые, тем не менее, заканчивались благополучно!

Статистика – вещь упрямая

На самом деле, не так уж и редки случаи, когда на борту самолетов возникают различные внештатные ситуации, и как утверждает статистика, особенно часто это происходит при приземлении и посадке. Тем не менее, устройство современных авиалайнеров предусматривает все возможные проблемы, и оснащаются целым рядом систем защиты благодаря которым, при возникновении внештатной или аварийной ситуации, всегда есть возможность благополучно (без жертв!) посадить самолет.

Всего эксперты называют несколько видов посадок. Первая из них – штатная посадка, когда условия для посадки и работа оборудования соответствует нормам. Следующий вид посадки – внештатная или вынужденная посадка, происходящая с отклонением от норм, к примеру, при недостаточно квалифицированном экипаже, когда система обеспечения полета не работает в полном объеме, или при неблагоприятных погодных условиях. И, наконец, последний вид посадки – аварийная посадка. Аварийной считается посадка самолета терпящего бедствие, или когда имеет место реальная угроза экипажу и пассажирам. Также аварийной является посадка, происходящая при недостатке топлива или при плохих погодных условиях.

Приводнение на Гудзоне

В Нью-Йорке, в январе 2009 года пассажирский авиалайнер US Airwais – Airbus A320, следовавший рейсом 1549 из Нью-Йорка в Шарлотту со 150 пассажирами на борту, из-за проблем с двигателем был вынужден совершить аварийную посадку в реку Гудзон.

Как выяснилось, всего через несколько секунд после вылета из аэропорта, авиалайнер столкнулся со стаей птиц, затем последовала серия хлопков в левом двигателе, после чего в нём вспыхнуло пламя, и самолет стал терять высоту. 57-летний командир корабля Чесли Салленбергер моментально принял решение об аварийной посадке. Но, так как самолет был не в состоянии дотянуть ни до одного из ближайших аэропортов, экипаж направил его на реку Гудзон, и предупредил пассажиров о скором приводнении.

Благодаря тому, что лайнер не успел развить большую скорость и подняться высоко в воздух, удалось предотвратить разрушения фюзеляжа в момент касания с поверхностью воды. Таким образом, при приводнении самолет лишился лишь одного двигателя. После приземления самолета на воду, пассажиры выбрались на крылья самолета, откуда их сразу сняли спасатели срочно прибывших к месту катеров и находившихся рядом речных трамваев, которые и доставили их на берег.

Благодаря опыту и мастерству командира экипажа, из 150 пассажиров и 5 членов экипажа никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы и переохладились, так как в Нью-Йорке в этот день температура воздуха составляла -6°С, а температура воды, в которой пассажирам пришлось стоять по колено, в ожидании спасателей, не превышала +2°С. Спустя несколько минут после завершения операции по спасению пострадавших, самолет ушёл под воду.

Читайте также  Греция: остров Сими

После этого невероятного происшествия долго не утихали разговоры о пилоте, который безопасно приводнил огромный лайнер

А информация о том, что Чесли Салленбергер являющийся пилотом US Airways с 1980 года, ранее семь лет служил в ВВС, где был пилотом истребителя, получила широкую огласку. Он также принимал участие в расследованиях причин авиакатастроф и работал летным инструктором. Кроме того, Салленбергер является владельцем консалтинговой фирмы Safety Reliability Methods, которая помогает клиентам в обеспечении безопасности в полёте.

Хотя посадка огромных лайнеров на воду редко заканчивается благополучно, случаев, подобных этому немало. Среди них можно выделить приводнение на Неву пассажирского Ту-124 в 1963 году, когда остались живы все без исключения члены экипажа и пассажиры.

В бывшем СССР произошло еще два случая аварийных приводнений

Один из них произошел в акватории Московского моря летом 1972 года. Во время испытания аварийного электропитания Ту-134 экипаж сознательно отключил генераторы, не приняв во внимание того факта, что при переходе на аварийное электропитание топливо не подаётся автоматически, и его необходимо закачивать вручную при помощи помпы. В самолёте заглохли оба оставшиеся без топлива двигателя, и пилотам пришлось садиться на воду. Приводнение прошло успешно, а самолет, благодаря своей герметичной конструкции, остался на плаву. Никто не пострадал.

Следующая история аварийной посадки на воду произошла в 1976 году под Киевом, когда лайнер Як-40 пришлось посадить прямо на болото. По всей видимости, причиной экстренной ситуации послужило случайное переведение ручек управление двигателями самолета в положение «СТОП». Эта аварийная посадка также обошлась без жертв. Именно после этого случая в самолетах начали устанавливать специальную блокирующую планку, которая не позволяет останавливать двигатели во время полета.

Благополучное приземление на Варшавском аэродроме

После неимоверной посадки польского авиалайнера на варшавском аэродроме 2 ноября 2011 года, эта тема долго не сходила с экранов телевидения и первых страниц печатных изданий.

Пассажирский самолет авиакомпании LOT – Боинг 767, выполнявший рейс из США в столицу Польши, совершил аварийную посадку в международном аэропорту имени Шопена. Ситуация была вызвана сбоем электропитания, в результате чего не выдвинулось шасси.

Самолет продолжительное время кружил над аэропортом, процедура аварийной посадки была запланирована в воздухе и основательно подготовлена. Благодаря слаженным и эффективным действиям пилотов, Боинг успешно посадили «на брюхо», и никто из 231 пассажира, находящегося на борту лайнера, не пострадал. Несмотря на то, что специалисты не исключали трагической концовки аварийного приземления, к счастью, катастрофы удалось избежать. Пассажиры самолета даже до конца не осознали насколько опасной и чрезвычайной была ситуация, и практически не почувствовали, что шасси отсутствует. Они лишь почувствовали нестандартный треск, и отметили, что приземление было мягким. Севший «на брюхо» лайнер пожарные, для перестраховки, залили пеной, тем самым исключив возможность возгорания.

После совершения аварийной посадки были отменены ближайшие рейсы, и аэропорт был закрыт для приема неисправного авиалайнера.

Приземление, сохранившее жизни 10 членов экипажа и 221 пассажира завершилось благополучно благодаря профессионализму и собранности в 53-летнего пилота Тадеуша Врона, который более 30 лет проработал в гражданской авиации.

Аварийная посадка на заброшенной полосе

Осенью 2010 года самолет авиапредприятия АК «Алроса» ТУ-154М, следовавший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в Коми. Из-за отказа навигационного и электрооборудования, экипаж самолета был вынужден посадить самолет практически вслепую – пилоты даже не могли определить точного местонахождения самолета, а топлива оставалось всего на тридцать минут полета. После того как самолет вышел из зоны низкой облачности, экипаж заметил болото, садиться в которое было нельзя, экипаж продолжал поиски площадки. После очередного разворота судна, командир заметил заброшенную полосу, куда и направил штурвал.

Читайте также  Главные достопримечательности Италии

Посадка была совершена на старую взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая в последнее время предназначалась только для вертолетов. Посадку немного смягчили молодые деревья, выросшие на заброшенной полосе, но из-за отказа электрооборудования самолет не смог затормозить на полосе в1 200 метров, и на 150-200 метровбыл вынесен в лес. На борту самолета находилось 72 пассажира, ни один из них серьезно не пострадал. ( Быть может, именно этот случай был взят за основу в фильме «Ёлки-2», уж больно они похожи).

Когда решалась судьба упавшего в лес самолёта, местные жители в шутку предлагали переоборудовать заброшенное судно в бар-ресторан.

Другие случаи и причины аварийных посадок

В Дубае в ноябре 2011 года произошла аварийная посадка пассажирского лайнера Airbus A380, принадлежащего австралийской авиакомпании Qantas. Экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем. Согласно инструкции, пилоты лайнера приняли решение об отключении проблемного двигателя и совершении экстренной посадки. Из находившихся на борту 283 человек не пострадал ни один.

Месяцем ранее летящий из Стамбула лайнер компании Turkish Airlines, при приземлении в аэропорту Индии соскользнул с посадочной полосы из-за сильного ливня. На судне Airbus 340 находились 104 человека, всех срочно эвакуировали, пострадавших не было.

Проведя небольшой анализ, отметим, что наиболее частой причиной аварийной посадки является попадание птиц в двигатель самолетов

Не редки случаи возникновения проблем с шасси. А главными опасностями являются разгерметизация и возгорание кабине самолёта в воздухе. Тем не менее, со всеми этими неприятностями удается справляться. И что главное – зачастую без жертв.

История помнит случаи, когда задымление в кабине пилотов приводило к аварийной посадке со счастливым концом. А неполадки с системами вентиляции и кондиционирования или частичная разгерметизация кабины самолета устранялись еще в воздухе.

Помимо причин аварийных посадок по техническим причинам, таких, как сбой электроснабжения или снижение уровня масла в двигателе, бывали и не совсем стандартные случаи. Один из таких – аварийная посадка по причине доносившегося специфического запаха из кухонного отделения в хвостовой части самолета.

Посадка вынужденная или аварийная

Вынужденная посадка, в отличие от аварийной, является довольно частым явлением. Вынужденная посадка – это посадка самолета без каких-либо летных происшествий, вне пункта назначения, по причине неисправности бортовых систем или других факторов. Например таких, как закрытие аэродрома назначения из-за неблагоприятных погодных условий. Часто случаи контролируемых вынужденных посадок преподносят как аварийные, что может приводить к развитию аэрофобии у впечатлительных натур. Но, несмотря на страхи, вряд ли кто-то откажется от транспорта, который всего за несколько часов может преодолевать огромные расстояния между континентами.

Сегодня почти невозможно представить себе жизнь без авиаперевозок. В воздухе, как и на земле, случается всякое. Главное помнить, что на борту авиалайнера, равно как и в жизни, могут складываться разные ситуации, и если мы не в силах на них повлиять, то, по крайней мере, не должны позволять им повлиять на нас. Следует довериться профессионализму пилотов, следовать указаниям экипажа, ни в коем случае не поддаваться панике. И всегда отдавать себе отчет в том, что сложные, экстренные ситуации в воздухе далеко не всегда заканчиваются чрезвычайными происшествиями на земле.

Похожее ...