Подготовка кадров для сферы туризма: компетентность специалиста в области туризма

Подготовка кадров для сферы туризма: компетентность специалиста в области туризма

Подготовка кадров для сферы туризма: компетентность специалиста в области туризма

Проанализированы понятия «профессиональная компетентность» применительно области туризма. Рассмотрена связь между профессиональной подготовкой студентов в высшем учебном заведении и компетентностного подхода в образовательном процессе передачи корпоративной модели. Показано, что концепция подготовки специалистов в области туризма должна включать межпредметные, общенаучные и конкретно — научные составляющие компетентности.

Понятие ключевых компетентностей применяется во всех отраслях подготовки специалистов туризма

Особенностью формирования содержания основной компетентности для сферы туризма является ориентация на мировой опыт теоретической и практической профессиональной подготовки, формирования иерархического уровня туристической деятельности в соответствии с уровнями занятости в сфере туризма.

На целевом уровне модель туристического образования устанавливает ее содержание по предмету труда. Туризма необходим специалист, который имеет достаточные знания, умения и навыки по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

Комплекс знаний, умений и навыков специалистов формируется на уровне турзнания:

— менеджера (управляющего) в гостиничном хозяйстве, руководителя туристической фирмы, менеджера по туризму, главного специалиста по туризму, заведующего бюро путешествий и экскурсий, начальника туристической базы, руководителя туристической группы, заведующего туристским агентством, директора (менеджера) малого предприятия в сфере туризма;
— туроператора;
— экскурсовода;
— научного сотрудника (туризмология, экскурсоведение), специалиста по организации (массового, индивидуального, образовательного, конгрессного, специализированного, зеленого, спортивного туризма);
— специалиста по гостиничного и ресторанного дела, стандартизации, лицензирования и сертификации туристических услуг в туризме;
— специалиста по рекреации;
— специалиста по туристической безопасности, специалиста по туристического и гостиничного обслуживания, гидов — страноведов въездного и международного туризма, гида — переводчика, а также младших специалистов.

Комплекс знаний, умений и навыков специалистов формируется на основных направлениях подготовки специалистов для туристической деятельности

Внутренние факторы включают личностные и профессиональные способности людей: уровень их психологической готовности и профессиональной подготовки.
Комплекс знаний, умений и навыков специалистов формируется на уровне туризма-это, туроператора, экскурсовода, специалиста по гостиничной, ресторанной дела, с гостеприимства в местах размещения и т. д. — по специальностям «Туризм» и «Гостиничное хозяйство», а также младших специалистов по специальности « организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах».

Читайте также  Профессиональное развитие менеджера туризма

На пятом году обучения предусмотрена подготовка магистров таких квалификаций: управленческий работник сферы туризма, научный сотрудник — туризмолог и преподаватель вуза — туризмовед, что предусматривает приобретение студентами в процессе обучения соответствующих знаний, умений и навыков.

В основе компетентности специалиста в области туризма лежит отраслевой стандарт, содержащий перечень трудовых операций, должны определяться в пределах определенной профессиональной деятельности, а также связанные с ними знания, умения и навыки. Стандарты носят обязательный характер. Все те, кто занимается реализацией программ, обязательства ‘связаны придерживаться стандартов.

Научно — обоснованную модель компетентности специалиста в области образования основывается на современном видении места и роли специалиста в области туризма, суть деятельности которого направлена на получение профессиональной компетентности, составляющие которой включают: личностные детерминанты; профессиональные знания и умения, профессиональную креативность. В основу компетентности авторы закладывают шесть блоков.

Каждый блок представляет составляющую туристической деятельности, а именно:

1. Организация туристической деятельности.
2. Организация гостиничных и ресторанных услуг.
3. Организация туристско-экскурсионно- музейных услуг.
4. Организация транспортных услуг.
5. Организация рекреационных и анимационных услуг.
6. Организационно — практическая деятельность.

По нашему мнению, в основе концепции должны составлять межпредметные компетентности, ведь они являются базовыми для научного направления туризмологии. В такую систему кроме межпредметных, входят еще конкретно научные компетентности. Рассмотрим по этим составляющим компетентности специалиста в области туризма.

Наднаучные (межпредметные) включают такие способности специалиста в области туризма, как умение:

— Демонстрировать творческое мышление при формировании и продвижении туристского продукта;
— Применить межличностные виды общения в различных ситуациях;
— Ориентироваться в области поликультурности;
— Демонстрировать деловые качества;
— Ориентироваться в специфике туристической сферы;
— Развивать способности исследования и приобретать собственный опыт.

Общенаучные компетентности включают такие способности специалиста в области туризма, как знания:

— 2 и более иностранных языков;
— Компьютера и информационных технологий;
— Основ туризма, его мировых, национальных и региональных особенностей и закономерностей;
— Умение перенести полученные знания на различные технические специальности (маркетинг, стратегического планирования, человеческие качества и др.);
— Управленческие качества.

Читайте также  Британская программа в области «туристический гостиничный рекреационный менеджмент»

Конкретно-научные компетентности определяются для каждого учебного предмета, основываясь на конкретных научных компетентностях и являются стадиями, уровнями их приобретения.

Рассмотрим, например, конкретно научные компетентности для некоторых предметов.

По дисциплине «Туристические ресурсы» основными компетенциями являются:

— Умение свободно ориентироваться в вопросах организации специализированного отдыха и развлечений, предоставлении различных туристических услуг, транспортного и экскурсионного обеспечения;
— Умение использовать туристические ресурсы в своей профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины «Технология ресторанного дела» основными компетенциями является умение по совокупности признаков определить тип и класс предприятий, работать с нормативно-технической и технологической документацией заведений общественного питания, выделять типовые технологические операции при проведении банкетов.

podgotovka-kadrov-dlya-sferyi-turizma-kompetentnost-spetsialista-v-oblasti-turizma1

При изучении дисциплины «Технология гостиничного дела» основными компетенциями является умение использовать технологические процессы, циклы и операции производства и потребления гостиничных услуг в своей практической деятельности, работать с нормативно-технической и технологической документации на предприятиях гостиничного типа.

Спрос на специалистов туристской, гостиничной и ресторанной дела в сфере отдыха и развлечений уже сейчас является очень большим и будет возрастать, поскольку сегодня гостиничный и туристский бизнес является одним из самых развитых в мире.

Все прогнозы идеологов туризма на его будущее указывают на то, что в этом десятилетии сфера туризма достигнет новых высот и существенно возрастет ее вклад в создание рабочих мест и повышение благосостояния общества.

1. Компетентностный подход к туристической образования находится в стадии становления и развития.
2. Необходимо определиться с концептуальными подходами по становлению компетенции специалиста в области туризма.
3. Определение компетентности специалиста в области должно формироваться на государственный стандарт подготовки специалистов по направлению «Туризм».
4. Концепция подготовки специалистов по туризму должна включать такие составляющие компетентности: межпредметные, обще научные и конкретно-научные.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.