История Таиланда и его культура

История Таиланда и его культура

История Таиланда и его культура

История Таиланда и его культура

Тайская культура начала формироваться в тринадцатом веке с момента свержения кхмерского правителя в южной части Тайланда (в настоящее время центр Тайланда) и образования королевства Лаво. В 1287 году монголы захватили Баган в Мьянме и в то же время три самых могущественных тайских правителя в центральной и северной части страны объединились в альянс.

В объединенном королевстве Сукотай были созданы собственные культурные традиции, а в качестве столицы был избран город Чианг-Май.

Впоследствии, как показала история Тайланда, королевство Сукотай стало своего рода общепризнанным образцом наряду с двумя основными регионами власти и культуры. Один регион в южной части Тайланда имел равнинные рисовые поля вокруг низовья и дельты реки Менам (сейчас река Чао-Прайя). Второй регион располагался в поросших лесом горах вокруг северных притоков Менам, включая территорию нескольких притоков реки Меконг. Центральная область около королевства Сукотай удерживала непростой баланс.

Южный регион (сейчас центр Тайланда) преимущественно населяли мон-кхмерские народы, которые на протяжении веков были основным источником интеллектуальной силы Кхмерской Империи.

В произведениях искусства, созданных этими народами, четко отслеживается использование индуистского королевского культа Камбоджи. В настоящее время сохранилось немало фрагментов их культурных ценностей, поэтому стало очевидно, что прообразом современных культурных традиций Тайланда послужили творения провинциальных мон-кхмерских народов. Тем не менее, народ, образовавший новое государство, фактически являлся уже не мон-кхмерами, а тайцами.

В действительности тайцы были из той же этнической группы, что и вьетнамцы

В начале нашей эры они были вынуждены покинуть регион Кантона, а затем и Тонкина под давлением китайской колонизации.

В то время вьетнамцы двинулись на юго-восток страны вдоль прибрежной полосы в Аннам и захватили регион Чампа. Они пересекли холмы в западном направлении, достигли рек Меконг и Менам и приняли китайскую культуру наряду с их методами цивилизации.

Тем не менее, находясь на пике власти, Кхмерская Империя не смогла пройти дальше вниз по реке.

Первоначально тайцы представляли собой племена без письменности и жили в  неорганизованном государстве.

Несмотря на то, что тайцы в конечном итоге приняли буддизм уже непосредственно после общения с народами королевства Баган (сейчас Мьянма или Бирма), что способствовало созданию значительной части культурных ценностей, литературы и системы образования, он не смог стать государственной религией, объединяющей всю страну.

В то время тайцы были достаточно компетентными фермерами, и если бы не кхмеры, то они никогда бы не узнали о разработке гидросистем для эффективного орошения земель и увеличения их плодородности.

В тот период Тайланд был далек от китайско-индийских морских торговых путей. Тайцы жили в отдельных независимых городах-государствах, а история их королевства характеризовалась внутренними раздорами и сменой власти, а не большими столкновений с иноземцами. Река Меконг служила им северной границей.

Бирманцы враждовали со своими единоверцами тайцами и часто совершали на них жестокие набеги

Два тайских города, Чианг-Май в северной части и Аюттхая в центральном регионе страны, по сей день считаются основными центрами иностранных взаимоотношений. Чианг-Май расположен между Бирмой и Мьянмой, а также частью юго-восточной Азии, а Аюттхая находится на реке в самом центре южного региона.

В целом история Тайланда складывалась довольно непросто. Самое первое королевство в Тайланде называлось Дваравати и располагалось на нижних притоках реки Менам (Чао-Прайя).

Название реки Менам (или Мае Нам, как указано в некоторых старых картах)
с тайского языка переводится так: «Me» или «Мэй» означает Мать, а «Нам» – воду.

Тайское название реки Чао-Прайя само по себе переводится, как главный или владыка. В то время в Тайланд путешествовали, главным образом, по реке, поэтому успех в пути очень зависел от погоды.

Река Чао-Прайя берет свое начало в месте слияния рек Пинг, Нан и Накхон Саван (Pak Nam Pho). Коричневые воды Чао-Прайя движутся через центральные равнины Бангкока и впадают в Сиамский залив. Протяженность реки составляет около 370 км.

На реке Чао-Прайя создано множество каналов (клонгов), которые как капилляры разветвляются в разные стороны от главной водной артерии. Клонги необходимы для улучшения навигации по реке, а также орошения рисовых полей в регионе.

В последнее время в местах, где были рисовые поля, возникают площадки для гольфа или отели, что свидетельствует об увеличении в стране операций с недвижимостью и ростом промышленных зон. Промышленность Тайланда в основном сосредоточена на восточном побережье к юго-востоку от Бангкока и южнее Паттайи.

В настоящее время Тайланд претерпевает быстрые преобразования.

Зачастую такая трансформация идет слишком быстро, а система образования не успевает подготавливать необходимое число специалистов с требуемым уровнем образования.

Интересно, что большинство рисовых полей в центральной части Тайланда, например в одном из регионов Накхон Саван, по-прежнему обрабатываются древним способом, как и сотни лет назад.

На сегодняшний день Тайланд является основным экспортером риса, благодаря выведенному несколько лет назад особому сорту ароматного риса, который в продаже известен под названием «Хом Мали», что на тайском языке означает «хорошо пахнет». В стране было приложено много усилий, чтобы рассада этого сорта риса не была вывезена незаконным путем или не попала в руки западных аграриев.

Успех тайцев в торговле рисом был достигнут в основном благодаря превосходному качеству длиннозерного белого риса. Тайский ароматный рис «Хом Мали» продается в мире по высоким ценам.

Королевство Дваравати просуществовало около шестьсот лет с шестого по двенадцатый век нашей эры и было главным в конфедерации мон-кхмерских народов. Как и в Нижней Бирме, главной религией в королевстве Дваравати была Хинаяна.

Читайте также  Франция: Бордо - общие сведения, география, как добраться

Стилистика изображения Будды была близка к историческому периоду пост-Гупта и пре-Пала в восточной Индии, однако отличалась некоторой небрежностью и большей энергичностью. Черты лица статуй отличались подчеркнутыми линиями разреза рта, как у мон-кхмерских народов. Об этом свидетельствовали более-менее уцелевшие статуи Будды в разных местах Тайланда, включая Лопбури. Однако искусство того периода было полностью вытеснено. Уже в одиннадцатом веке королевство Дваравати утратило свою власть, поддержку конфедерации и стало открытым для захвата.

Культурные памятники королевства Двараватии наряду с различными типами изображения Будды были впоследствии приняты в качестве канонов в зарождающихся буддийских традициях Камбоджи, искусство которой достигло высшей степени развития при создании храма Байон в Ангкор Тома.

В то же время множество кхмерских святынь, связанных с индуистским культом королевской власти, были построены в южной части Тайланда

Примеры в историческом парке Пхи-Май, где была найдена одна статуя Джаявармана II наряду с памятником Пхра Пранг Сам. Этот памятник в Лопбури считается самым уцелевшим образцом кхмерского провинциального искусства в Тайланде из кирпича и штукатурки.

В то время, когда кхмеры захватили южный регион страны, северная область была под властью иммигрировавших в Тайланд народов, которые исповедовали анимистическую религию, несколько напоминающую раннюю форму бирманского и мьянмского культа Ната.

Однако, на севере Тайланда, в том месте, где в настоящее время находится китайская провинция Юньнань, было отдаленное от всех королевство под названием Нан Чао, в котором тайцев очень почитали и уважали.

Правители этого королевства были последователями буддизма Махаяны, пришедшего к ним, вероятно, от духовенства Ари из Верхней Бирмы. Поклонение Бодхисаттве, как личному покровителю королевской семьи играет важную роль в этом культе. Множество довольно небольших бронзовых статуй Бодхисаттвы было найдено в Нан Чао, а стиль, в котором они были выполнены, несколько напоминает искусство позднего периода Паллавов на восточном побережье полуострова Индостан. Из Нан Чао тайцы постепенно перешли на юг, создавая небольшие княжества в землях, где были тропические леса.

Социальная структура тайцев основывалась на племенных пирамидах, вершину которых занимали вожди. Интересно, что некоторые из вождей были самопровозглашенными. Относительно королевской власти стоит отметить, что этот феномен в культуре Тайланда того времени был безоговорочно принят, поскольку тайцы вынуждены были с ним согласиться точно так же, как они приняли буддизм Хинаяны.

Некоторые тайцы проживали на территории Кхмерской Империи, а их вожди формально были вместо кхмерских

Когда власть кхмеров в центре и на юге Тайланда была повержена, тайцы переселились регион, где жили мон-кхмеры. Тем не менее, даже когда оккупация Тайланда окончилась, в стране осталось несколько небольших княжеств, правители которых были обязаны время от времени в некоторой степени подтверждать верноподданство главному королю.

Все население Тайланда строило здания из дерева. Отелей, разумеется, у них не было, а только лишь простые бамбуковые помещения для ночлега. Кроме того, в то время среди тайцев были распространены рынки. Из кирпича или камней строили только ритуальные и некоторые и правительственные здания. Практически все население Тайланда состояло из рисовых фермеров, которые знали, как использовать для полива крупные реки. Религия духов, которую исповедовали тайцы, частично послужила основой для буддизма. Даже на сегодняшний день религия духов вызывает интерес, поскольку считается, что духи-хранители деревьев еще нуждаются в спокойствии, а помочь им могут только предки.

Тайские шаманы могут входить в состоянии транса, вступать в контакт с духами мира, совершая как хорошие действия, так и плохие

Широкое распространение в Тайланде подобного общения с миром духов стало следствием сближения между определенными аспектами культуры Тайланда и Бирмы. Скорее всего, поселившиеся в северной части страны тайцы поначалу ничего не знали о Будде, несмотря на то, что у них была связь с другими регионами с различными формами буддизма, например в Нан Чао, на Цейлоне или в Кхмерской Империи.

По всей видимости, в одном из этих мест Сукотай позаимствовал неведомый ранее способ создания крупногабаритных бронзовых литых статуй Будды. Первое упоминание об этом виде искусства в северной части страны появляется во время правления короля Гуна. К пятнадцатому веку этот вид искусства широко распространился по всему Тайланду. К тому времени уже все население Тайланда, будучи буддистами, поддерживали прямые связи с Цейлоном, родиной буддизма Хинаяны, непосредственно через Нижнюю Бирму.

Ранняя история Тайланда в северных регионах состояла главным образом из постоянных колебаний власти и влияния между Сукотаем и северным королевством под названием Лан На, столица которого Чианг Май и по сей день считается вторым по величине городом в Тайланде.

Сам Сукотай пребывал в культурном авангарде и находился в непосредственном контакте с Цейлоном

Первые успешные попытки создать тайскую статую Будды Хинаяна, как оказалось, также были сделаны здесь. В 1349 году Сукотай принял и создал зависимость Аюттхаи на юге страны, хотя и сохранил свою культурную целостность. Тогда во второй половине четырнадцатого века, на пике расцвета буддизма и буддийского искусства в Сукотае, король Гуна в Лан На решил привнести свою лепту в буддийскую культуру, привезя в королевство группу сингальских монахов.

Вполне возможно, что старая форма буддизма возникла со времен существования мон-кхмерского народа, жившего в Ланна до реформы короля Гуна. Впоследствии буддизм в Сукотае смешался с бирманским буддизмом, в котором также присутствовали элементы религии духов.

Читайте также  Зеленец сезон лыж продолжается длительный срок

Король Тилока полностью поддерживал связь между Тайландом и буддийским миром Цейлона и даже с Индией

Он утверждал, что буддизм Тайланда должен быть прямым наследником Истины, насколько это возможно. Такой интерес короля наряду с возникновением буддизма был четко отражен в культуре Тайланда. Тот факт, что ценная бронза широко использовалась при изготовлении огромных статуй и то, что Тайланд остался буддийской страной, стремящейся сохранить свои священные статуи, способствовало появлению непревзойденного бесконечного ряда статуй Будды Хинаяна.

На протяжении веков мастерам Тайланда приходилось много трудиться, создавая множество точных копий самых древних и почитаемых статуй Будды разных размеров, причем часть из них была сделана для личного пользования. Лишь некоторая часть из них будет стоять в храмах, свидетельствуя о том, как глубоко почитает население Тайланда Будду.

Тем не менее, из всего множества статуй, изготовленных таким способом, только определенная часть, созданная на севере Тайланда, датируется тем периодом. Следовательно, становится невозможным описать истинную историю культуры Тайланда, так как первые статуи Будды продолжительное время копировали с большим или меньшим успехом. Скопированные статуи сохранились без даты, какого-либо контекста и документов.

В центральной части Тайланда в Аюттхае о буддизме и культурных традициях Сукотая узнали таким же способом

Культура, развивающаяся в Аюттхае с четырнадцатого по шестнадцатый век, основывалась на сочетании классического стиля Сукотая и достаточно ярких проявлений традиций мон-кхмерских народов.

В настоящее время нет возможности полностью разобраться в истории и архитектуре на юге Тайланда, поскольку необходимые археологические исследования в этом месте не проводились.

Можно лишь предположить, что большинство главных зданий и сооружений, сохранившихся в Аюттхае и вокруг Бангкока, датируются периодом окончания войны, которую вел бирманский король Байннаунг Байи против тайских королевств на севере и в южной части Тайланда во второй половине шестнадцатого века. Король Бирмы пытался смягчить свою неуемную жестокость по отношению к тайцам. Свою добродетель он проявлял к буддийским монахам, снабжая из провизией, а также распространяя копии священных книг. Кроме того, бирманский король способствовал строительству пагод и монастырей.

Таким образом, на художественный стиль в южной части Тайланда сильно повлияла культура Бирмы и Мьянмы, что способствовало исчезновению старых местных построений. Однако на севере страны, особенно в Лан На и тайских королевствах Лаоса, которые не пострадали так сильно от бирманского вторжения, старый художественный стиль сохранился и постепенно развивается в современном мире.

Следует отметить, что наряду с искусством Бирмы или Мьянмы буддизм Тайланда вызывает интерес, главным образом, на ранней стадии его формирования

Прежние канонические модели были разрушены, а с ними практически остановился художественный вымысел тайцев. Стандартные типы повторялись до тошноты вновь и вновь, а в архитектуре не было сделано ни одной попытки, чтобы как-то организовать и объединить пространство. Тем не менее, на то были положительные религиозные причины для такого положения дел. В буддийском мире долго и убедительно, хоть и ошибочно, верили, что первая статуя Будды была создана еще при его жизни. Следуя таким примитивным представлениям, которые, откровенно говоря, вызывали отвращение у хорошо образованных буддистов, эта статуя должна была впитать в себя большую часть собственной магической силы Будды.

Все основные статуи Будды в местах поклонения должны были содержать собственную часть этой магической силы, полученной от первоисточника из-за их точного сходства с оригиналом. Для обеспечения сходства статуй мастера уделяли им огромное внимание и тщательно изучали, а затем создали иконографический шаблон. Для соблюдения безопасности и создания ряда схематических изображений, в которых присутствовали канонические пропорции, полученный шаблон уменьшили. Такие различия в стилях между статуями Будды разных периодов являются непреднамеренными и неизбежными. Это закономерное явление среди мастеров, которые таким образом выражали собственный художественный взгляд. Исключением стала попытка воссоздать сходство со знаменитым магическим образом в том художественном стиле, который уже развит и имеет собственную характерную особенность.

В странах, где исповедуется буддизм Махаяны (Китай, Япония и даже Тибет) в существующих культурных традициях важная роль была отведена творческому художественному вымыслу с целью развития религиозных образов. В странах с буддизмом Хинаяны ожидалось, что искусство должно только сохранять и следовать старым утвердившимся шаблонам. В целом буддизм Хинаяны является консервативным и фундаментальным, а его цель заключается в строгом следовании каждой букве древних канонов.

Именно поэтому ни в религиозной литературе, ни в искусстве не было выражено какого-либо стимула для изучения источников посланий или форм

Истина раз и навсегда была выражена в старых доктринах. Изменить им, значит утратить Истину. Статуи Будды в Тайланде всенародно предназначались как хранилища власти. Даже знаменитый Изумрудный Будда в Бангкоке был создан с этой же целью. Вот почему огромное значение имеет задача сохранить образы Будды похожие друг на друга, избегая каких-либо искажений. Как только были установлены местные каноны, максимально приближенные к индийским оригиналам, больше они никогда намеренно не менялись.

В начале зарождения Хинаяны в Тайланде существовала возможность для некоторой адаптации и корректировки образов Будды. Небольшие изменения на раннем этапе Хинаяны были увековечены и канонизированы. Со временем в тайских храмах появились статуи Будды различных типов, обретая собственное особое почтение. Впоследствии покровители храмов использовали эти образы для создания новых статуй. Большая заслуга в работе с изображением Будды принадлежит специальной комиссии, которая создала великолепные богато украшенные статуи Будды.

Похожее ...

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о