Целесообразность создания туристско-инновационного кластера в регионе

Целесообразность создания туристско-инновационного кластера в регионе

Целесообразность создания туристско-инновационного кластера в регионе

В сегодняшнее время глобализации часто появляются новые вызовы для предпринимательской деятельности. В таких условиях следует искать новые способы повышения эффективности бизнеса, например создание туристско-инновационного кластера путем внедрения новейших технологий и новых управленческих решений в сфере туризма.

Что такое туристический инновационный кластер

Учитывая определение научных, можем констатировать, что туристический инновационный кластер (ТИК) – это комплекс экономически и юридически самостоятельных туристических, отдыха, лечебных учреждений, предприятий и организаций, учреждений науки и образования, информационных центров, финансовых и страховых компаний и т. д., сконцентрированных в пределах определенной территории с достаточным туристическим потенциалом и развитой туристической инфраструктурой для увеличения прибыльности и объединенных единым инновационным процессом.

Создание туристско-инновационного кластера в регионах с высокой концентрацией туристических ресурсов позволит реализовать программы долгосрочного развития туризма. Базой для формирования такого кластера должны стать не только природные и историко-культурные ресурсы, но и инновационный потенциал региона.

Предпосылками и причинами внедрения инноваций в туризме являются: рост потребности населения в путешествиях; увеличение сегмента потребителей с высокими доходами; риски уменьшения доли рынка во въездном туризме; унификация и стандартизация туристических услуг, связанная с глобализационных процессов в мире; необходимость привлечения внутренних туристов; расширение набора услуг для удовлетворения спроса привередливых туристов; динамичное развитие технологий и телекоммуникаций, приводит к глобализации; усиление конкуренции и тому подобное.

Читайте также  Стройка развивает материальную базы туризма

Преимуществами создания ТИК являются: увеличение доходов предприятий; внедрение результатов научных исследований, новых разработок в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха; возможность согласовывать спрос и предложение на продукцию (услуги) одних предприятий к другим; сотрудничество на взаимовыгодных условиях с научными организациям, которые входят в него; обмен информацией, опытом и технологиями; совместное (или под одним брендом) использование инфраструктурных объектов.

Недостатками создания ТИК являются: сложность согласования совместных действий участников кластера; риск вхождения в объединение нерентабельных предприятий; проблематичность нахождения механизма распределения прибыли между участниками кластера; трудность и дороговизна внедрения инноваций.

туристско-инновационный кластер

туристско-инновационный кластер

К инновациям в туризме относят те нововведения, которые сопровождаются: восстановлением и развитием духовных и физических сил туристов; качественно новым изменениям туристского продукта; повышением эффективности функционирования инфраструктуры туризма; увеличением результативности управления, устойчивым функционированием и развитием туристической сферы страны; повышением эффективности процессов формирования, позиционирование и потребления туристических услуг; прогрессивными изменениями факторов производства; усиление имиджа и конкурентоспособности туристических предприятий.

Инновационная деятельность в туристической сфере

В туристической сфере инновационная деятельность развивается по трем направлениям: организационные инновации; маркетинговые инновации; продуктовые инновации.

Читайте также  Мотивационный менеджмент в управлении туристической фирмой

Показателями, по которым оценивают эффективность деятельности туристско-инновационного кластера, могут быть: количество туристов, посетивших или оздоровились в регионе, где действует ТИК; прибыли предприятий-участников ТИК; объемы предоставляемых услуг; поступления в бюджет; количество занятых в ТИК; количество выпускников местных вузов, работающих в ТИК; количество научных разработок местных НИИ, внедренных в ТИК и тому подобное.

Эффект от деятельности ТИК в регионе может проявляться в различных сферах:

– экономической (увеличение прибыли) туристической (расширение видов услуг);
– управленческой (повышение эффективности управленческих решений);
– экологической (уменьшение влияния на окружающую среду) правовой (контроль за соблюдением законодательства) социальной (уменьшение заболеваемости;
– удовлетворения потребностей потребителей) и налоговой (рост поступлений в бюджет, льготное налогообложение).

Механизм создания ТИК можно вводить в такой последовательности:

– согласование целей и задач, общих для всех участников кластера;
– формирование системы показателей, по которым следует оценивать эффективность внедрения мероприятий для достижения поставленных целей;
– определение условий целесообразности создания туристического кластера;
– критерии отбора участников для создания туристического кластера;
– последовательность этапов процесса формирования туристического кластера;
– оценка эффективности деятельности туристического кластера.

Похожее ...

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о